Развитие связной речи у дошкольников

Развитие связной речи у дошкольников

Развитие связной речи дошкольника является первоочередной задачей при подготовке Вашего ребенка к школе, ведь от этого зависит уровень успешности маленького ученика в будущем. Поэтому крайне важно, во время проведения развивающих занятий в возрасте 4-6 лет уделять этому особое внимание, тем более, что такие занятия очень хорошо проводить в игровой форме, при этом стимулируя ребенка к диалогу с Вами.

Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении со взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше Вы общаетесь со своим ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух.

Методы развития связной речи

На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:

  • Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собой, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
  • Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой.
  • Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также, о явлениях, запечатленных на ней художником.
  • Логопедическая загадка. Этот метод помогает усвоить логарифм произношения звуков и звуковых сочетаний, а также их правильное применение в словах.
  • Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
  • Творческий рассказ. Позволяет ребенку научиться самостоятельно составлять рассказ на свободную тему. Способствует развитию образного, логического мышления, фантазии.

Театрализованные игры – дают возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.

Практические советы по развитию речи у дошкольников

Развитие речи у детей дошкольного возраста – сложная, но очень нужная работа. Попросите во время прогулки со своим ребенком рассказать Вам о том, что он видит вокруг себя, как у него прошел день, что интересного сегодня он делал в детском саду. Рассказывая о событиях за день или про окружение вокруг себя, Ваш ребенок научится описывать свои эмоции и ощущения, а также правильно применять обороты речи в своих высказываниях.

Для развития речи дошкольников очень полезно вводить в разговорную речь детали и части предметов, которые его окружают. Например: «Вот дом, он состоит из…- стен, окон, дверей, этажей…и т.д.» Кроме того, нужно добавлять прилагательные при описании окружающего мира. Например: «Вот дерево. Какое оно?..- большое, высокое, ветвистое…и т.д.» В дошкольном возрасте дети хорошо знают цвета, поэтому, рекомендуется во время разговора употреблять не только основные цвета, но и их оттенки.

Во время чтения сказки, рассказа, предложите Вашему ребенку описать картинку, которая там имеется. Задавайте наводящие вопросы, чтобы ребенок смог понять, чего от него ждут, а если случилась заминка – подскажите ему.

Старайтесь больше читать стихи, сказки и другие литературные произведения, это способствует увеличению словарного запаса ребенка, помогает ему выработать навыки правильного построения предложения, а также развивает познавательные способности малыша. Разучивание стихов придаст ему уверенности при произношении, что является одной из главных составляющих развития речи у ребенка.

В игровой форме приучайте Вашего дошкольника к описанию предметов, которыми он пользуется в данный момент, ведь именно во время игры ребенок раскрепощается и излагает мысли в доступной ему форме.

Отдельного внимания заслуживают игры-драматизации, способствующие не только развитию речи ребенка, но и формированию гармоничной, разносторонне развитой личности. Игры – драматизации включают в себя инсценирование песен, сказок, литературных текстов, потешек. Благодаря этому ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй.

Описанные методы позволяют быстро и качественно исправить ошибки в речи ребенка, обогатить его словарный запас, развить мышление, память, воображение, чувственное и эмоциональное восприятие, что в целом способствует формированию у него правильной, красивой речи. Усвоив и закрепив навыки связной речи, ребенок преодолевает страх общения как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, намного быстрее проходит школьный адаптационный период, ему легче дается школьное обучение.

Статью подготовила логопед клиники «Практика здоровья» Боровая Н.П.